Подведены итоги ежегодной акции Цифровой Диктант – самой масштабной проверки знаний в сфере информационных технологий в России. По сравнению с прошлым годом количество участников увеличилось более чем в 8 раз.
В России завершилась вторая ежегодная акция Цифровой Диктант, которая стала самой масштабной инициативой по проверке знаний в сфере информационных технологий в нашей стране. Она была организована РОЦИТ, ОНФ и Microsoft, при поддержке Координационного центра доменов .RU и .РФ и прошла с 28 марта по 11 апреля 2020 года. В ней приняли участие 330 148 человек (в 2019 году – 39 398). Среднее значение уровня цифровой грамотности участников акции 2020 года составило 7,25 балла из 10 возможных (в 2019 году – 7,15 балла).
Наилучшие результаты продемонстрировали дети 7-13 лет, которые в этом году участвовали в акции впервые, а также участники 25-34 лет. Среднее значение уровня цифровой грамотности этих аудиторий составило 7,82 балла. Самые низкие результаты показали люди 60-ти лет и старше (6,80 балла) и подростки 14-17 лет (6,77 балла). По сравнению с прошлым годом резко возросло количество пользователей, набравших максимальный балл (10). Если в 2019 году их было всего 304, то в 2020 году число «отличников» достигло 11 583 человек. Таким образом, их доля выросла с 0,77% до 3,5%.
Рост популярности Цифрового Диктанта в нынешнем году можно охарактеризовать как «взрывной». На вызов проверить свои навыки в сфере информационных технологий в ряде регионов откликнулись свыше 20 тыс. человек. И это характерно не только для таких крупных мегаполисов, как Москва (20,7 тыс. участников). Настоящими популяризаторами Диктанта неожиданно выступили регионы с относительно небольшой численностью жителей. Это Тульская область, на территории которой Цифровой Диктант прошли более 28,5 тыс. человек, Белгородская область и Алтайский край с 20,5 тыс. и 20,2 тыс. участников соответственно. Наблюдается устойчивый рост интереса всех групп населения к проекту, что в целом создает хорошие перспективы для повышения цифровой грамотности в РФ
Сергей Гребенников, директор РОЦИТ
Цифровой Диктант 2020 включал в себя 4 смысловых блока. Первый был посвящен основам цифрового потребления, а именно различным устройствам, программам и приложениям, второй – цифровым компетенциям, т.е. работе с интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами, третий – цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и устройств, четвертый – инновационным технологиям, таким как искусственный интеллект и интернет вещей.
Лучше всего пользователи проявили свои знания в области цифровой безопасности, среднее значение уровня которой составило 7,47 балла. Однако у участников 14-17 лет наблюдается дефицит навыков по обнаружению компьютерных вирусов, а у детей 7-13 лет и взрослых 18 лет и старше – в области борьбы с угрозами конфиденциальности и целостности информации.
Согласно данным ежегодного исследования уровня цифровой культуры DCI Microsoft абсолютное большинство (79%) российских интернет-пользователей сталкиваются с онлайн-рисками. При этом результаты Цифрового Диктанта демонстрируют, что уровень навыков цифровой безопасности и защиты персональных данных пользователей также вырос по сравнению с прошлым годом (7,47 баллов в 2020 году против 6,7 баллов в 2019 году). Мы надеемся, что по мере развития технологий, пользователи будут проявлять еще большую ответственность и совершенствовать свои цифровые навыки
Эльза Ганеева, менеджер по работе с государственными организациями Microsoft в России
Цифровой Диктант — это уникальный проект, который находит отклик у населения. РАЭК поддерживает проект и видит, что помимо очевидной полезности для интернет-пользователей, это еще и хороший инструмент для развития цифрового бизнеса в России. Проект помогает консолидации компаний, он находит поддержку как в бизнес-кругах, так и у государства. Его интересно и легко продвигать.Вовлеченность в него пользователей показала, что население нашей страны хочет использовать интернет профессионально, разбираться в новинках, быть на волне технологий
Сергей Плуготаренко, директор РАЭК
Наиболее сложным для участников 2020 года стал блок вопросов, посвященный основам цифрового потребления. Среднее значение его уровня составило 6,86 балла. Примечательно, что в прошлом году этот блок оказался для пользователей самым легким (среднее значение показателя составляло 7,81 балла). Наиболее сложным для детей 7-13 лет стал вопрос о создании презентаций – более половины не знают о том, что в них можно использовать видеофайлы и анимированные изображения. У каждого второго подростка 14-17 лет наблюдается дефицит знаний в области пользования облачными интернет-сервисами и мессенджерами.
В 2019 году отмечалось 25-летие домена .RU и Рунета, тогда Координационный центр поддержал проведение первого Цифрового Диктанта, многие вопросы которого были посвящены истории российского интернета. Опыт оказался успешным. В этом году у нас новый юбилей — 10-летие отмечает другой российский национальный домен .РФ. Поэтому в новый Цифровой Диктант были включены вопросы о кириллических доменных именах. Кроме того, на сайте проекта мы разместим опрос, касающийся универсального принятия многоязычных доменов и адресов электронной почты. Этой темой КЦ занимается уже не первый год, и мы очень рассчитываем на поддержку наших пользователей и их активное участие в опросе. Это ускорит внедрение адресов электронной почты в домене .РФ, чего с нетерпением ожидают многие администраторы кириллических доменных имен
Андрей Воробьев, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ
В этом году впервые в Цифровом Диктанте смогли принять участие дети от 7 до 13 лет, вопросы для которых разрабатывались совместно с Лабораторией Касперского, интерактивной образовательной онлайн-платформой УЧИ.ру и Кружковым движением НТИ.
Более 60% участников «Цифрового диктанта» – младше 18 лет. В условиях самоизоляции школьники активно принимают такие челленджи как возможность проверить себя и научиться чему-то новому. Как и прогнозировали наши эксперты, по итогам диктанта дети и подростки показали высокий уровень владения цифровыми компетенциями и одновременно – некоторый дефицит знаний в области информационной безопасности. Важно, что теперь «Цифровой диктант» несет важную образовательную миссию и позволяет не просто зафиксировать свой уровень, но и повысить его, проведя предусмотренную работу над ошибками
Наталья Кравченко, директор по стратегическому развитию Кружкового движения НТИ
В рамках Цифрового Диктанта Учи.ру совместно с РОЦИТ представили онлайн-курс по Цифровой грамотности. Курс уже стал очень востребованным: более 12,5 тысяч педагогов подали заявки на его прохождение. Не секрет, что основные трудности, с которыми столкнулись учителя при переходе на дистанционный формат - это необходимость быстро освоить новые форматы обучения. Мы рады, что можем помочь учителям России на этом пути
Екатерина Латыпова, руководитель направления по взаимодействию с учителями платформы УЧИ.ру
Среднее значение уровня цифровых компетенций участников акции составило 7,41 балла из 10. Наиболее развитые компетенции продемонстрировали участники 7-13 лет, чье среднее значение уровня этого показателя достигло 8,11 балла. Они проявили более высокий уровень навыков, необходимых им для поиска информации в интернете, чем другие возрастные группы.
Для нас принципиально важна каждая инициатива как регионального, так и федерального масштаба, направленная на развитие цифровой грамотности у россиян. Особую значимость эти навыки обрели сейчас, когда действуют меры против распространения коронавируса, и «цифровой» язык необходим всем, как родной. В рамках консорциума проекта цифроваяграмотность.рф при федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» с участием бизнеса мы поддерживаем Цифровой диктант как инструмент продвижения цифровой грамотности среди всех жителей России
Олег Подольский, координатор центра компетенций по кадрам для цифровой экономики национальной программы «Цифровая экономика РФ»
ОНФ поддерживает Цифровой Диктант второй год подряд. В этом году впервые в рамках акции на сайте диктанта была разработана Карта цифровых возможностей регионов, на которой представлены программы и курсы повышения цифровой грамотности населения. Этой информацией уже смогли воспользоваться участники Цифрового Диктанта, чтобы подтянуть свои цифровые компетенции в наиболее уязвимых областях, в том числе – по итогам тестирования и полученных рекомендаций.
Хочется поблагодарить регионы, которые откликнулись и приняли активное участие в акции Цифровой Диктант. Сейчас вопросы цифровых компетенций становятся особенно актуальны. Важно, чтобы не только молодежь, но и люди пожилого возраста не растерялись и смогли, находясь на самоизоляции дома, оставаться полноправными участниками экономических процессов: оформлять в электронном виде социальные льготы и другие документы, заказывать продукты с доставкой, поддерживать связь с близкими при помощи различных сервисов в интернете – все это и есть составляющие нашей цифровой грамотности, которая сейчас, в условиях пандемии коронавируса, позволяет нам чувствовать себя комфортно и сохранять привычный ритм жизни. Цифровой Диктант позволяет актуализировать и формы обучения, и направления курсов повышения цифровой грамотности населения с учетом полученных результатов. А уроки цифровой грамотности для людей старшего возраста и дни открытых дверей на базе опорных университетов, которые пришлось перенести, мы проведем после стабилизации ситуации с распространением коронавирусной инфекции. Мы тщательно проанализируем результаты тестирования и учтем в программах самые важные темы
Алексей Комиссаров, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ уточнил, что в настоящее время на Карту цифровых возможностей регионов представлена информация о более чем 700 различных программах и курсах повышения цифровой грамотности населения из 37 регионов России. При этом подавляющее большинство программ рассчитаны на пользователей до 18 лет и реализуются бесплатно: согласно полученным данным, 65,30% программ и курсов – для детей и подростков до 18 лет, 34,70% - людей 18+; 62,48% – можно пройти бесплатно, 37,53% – платно. Основная масса курсов касается общих вопросов цифровой и компьютерной грамотности, информационной безопасности. Доля программ, касающихся финансовой грамотности и повышения профессиональных цифровых компетенций, в общем объеме представленных регионами данных незначительна.
В регионах подчеркивают, что Цифровой Диктант – это не только возможность оценить свои цифровые компетенции, но и получить по результатам тестирования индивидуальные рекомендации по совершенствованию знаний. По окончании акции в личных кабинетах участников Цифрового Диктанта в интерактивном формате стала доступна работа над ошибками. Пройдя ее, пользователи смогут узнать правильные ответы на вопросы, а также проработать темы, которые вызвали у них наибольшие трудности и потому требуют особого внимания с их стороны.
Когда практически во всех отраслях экономики происходит цифровизация процессов, важно, чтобы люди оказались к этому готовы. Сегодня появляются новые цифровые сервисы, благодаря которым человек может получать услуги, не выходя из дома, приобретать товары, оплачивать билеты и прочее. Пользователям необходимо знать основы безопасного поведения в интернете, чтобы не оказаться в руках киберпреступников, соблюдать культуру общения, понимать на базовом уровне современные технологии
Ольга Павлова, заместитель Губернатора Белгородской области
В ТОП-10 регионов России по цифровой грамотности вошли Свердловская область (7,96 балла), г. Санкт-Петербург (7,84 балла), Тамбовская область (7,84 балла), Владимирская область (7,79 балла), Псковская область (7,79 балла), Волгоградская область (7,76 балла), Орловская область (7,72 балла), Иркутская область (7,71 балла), Калининградская область (7,71 балла) и Ярославская область (7,7 балла). Москва в этом году заняла лишь 45 место со средним значением 7,27 балла, в прошлом году она была на 21-ом месте.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Партнерами акции выступили: Лаборатория Касперского, АО Почта России, РАЭК, TikTok, Департамент информационных технологий города Москвы, «Университет Национальной технологической инициативы 20.35», Центр компетенций для кадров цифровой экономики, Сеть коворкинг-центров «Точек кипения» и Координационный центр доменов .RU/.РФ. Технологический партнер: Ruvents. Инфопартнерами стали: Российская Газета, Комсомольская Правда, Lenta.ru, Gazeta.ru, портал «Цифровая грамотность», Российская государственная библиотека для молодежи, просветительский проект «Курилка Гутенберга», Нетология, Ru-Center, образовательная компания MAXIMUM Education, Кружковое движение НТИ, интерактивная образовательная онлайн-платформа УЧИ.ру, кириллический домен верхнего уровня .ДЕТИ, социально-образовательный проект для школьников «Изучи Интернет — управляй им!», телеканал «Наука».